Запрещенное искусство в СССР

Советский авангард. 

Двадцатый век – век бурных революционных изменений, век великих революций. Эти глобальные изменения коснулись и искусства. Именно появление новых протестных, нонконформистских направлений в искусстве стало предтечей глобальных изменений в жизни людей.

Даже название этого направления в искусстве «авангард» свидетельствует о непримиримой борьбе, ведь авангард – это передовой отряд войска, идущего в атаку. Главной целью авангардистов было с помощью искусства изменить общество.

Авангард стал продолжением модернизма, возникнувшего в конце ХІХ века. Но если модернизм выступал за мягкое обновление искусства, авангард пошел дальше. Представители этого стиля заняли непримиримую, нонконформистскую позицию. Они отбрасывали все, что было до них.

Представители нового стиля искусства были новаторами также и в политике. Именно во многом они стали носителями тех новых идей, которые привели к краху Российской империи в 1917 году. После Октябрьского переворота именно авангардисты первыми стали на сторону новой власти, именно на их творчество опиралось советское государство в первые годы своего существования. Если в Западной Европе, приблизительно к середине ушедшего века, искусство авангарда сходит на нет вместе с радикальными течениями. В СССР, начиная с 30-х годов, течение подвергается репрессиям со стороны государства.

Давайте разберемся, что такое авангард, познакомимся с основными его направлениями. Главная идея авангарда в живописи, это отход от традиций, применение новых приемов и форм. Как уже упоминалось выше, цель авангарда – была разрушение принятых канонов и радикальные изменения в живописи, а через них влияние на общество в целом. Художники-авангардитсы в своих произведениях хотели показать грубую жизнь, какая она есть, во всех ее проявлениях. Кроме изменений в головах, другой идеей, вдохновляющей представителей этого направления, было развитие научно-технического прогресса. Примечательно и то, что у авангардистов очень часто прогресс совмещается с архаикой, наблюдается некоторый отход к варварской архаичной культуре, в противовес христианским ценностям.

Основные направления авангарда

Абстракционизм – самым известным абстракционистом является Кандинский. Абстракционисты отображали действительность не так, как она есть, а через призму своего видения. Здесь на первое место выступает ассоциация.

Суперматизм – самым ярким представителем этого направления является Малевич. Это направление живописи выражает реальность через призму геометрических фигур: квадратов, кубов, треугольников и др.

Конструктивизм – направление, возникшее в России. Этот стиль в основу всего ставил конструкцию. Стиль подал под влияние технического прогресса.

Футуризм – представители этого художественного стиля пытались в картинах выразить те социально-культурные изменения, которые происходили в обществе в тот период. В своих картинах они пытались выразить развитие научно-технического прогресса, отобразить звуки механизмов и пр. Одним из ярких представителей этого стиля в России является Хлебников.

Дадаизм – самое бунтарское направление авангардизма. Цель этого направления – разрушение всего и вся, и создание нового искусства.

Сюрреализм – этот стиль опирался на символизм, интуитивность восприятия, идеи модного в то время психолога Фрейда, геометризм, оккультные учения. Представителями этого стиля практиковались такие методы написания картин как запись сновидений и автоматическое письмо.

Экспрессионизм – основная задача направления – выражение на холсте чувств и переживаний художника.

Развитие авангарда в советский период

Не удивительно, что столь пестрые, оригинальные жанры изобразительного искусства, в основе которых лежит нонконформизм, не могли найти понимания в советском тоталитарном государстве, которое пыталось поставить под тотальный контроль все что можно.

После победы Октябрьской революции или вооруженного переворота, кому как нравится, худоники-авангардисты в основной массе поддержали изменения. Именно они первыми стали «певцами» нового строя. Их творчество этого периода посвящено преимущественно революционной тематике. Это была эпоха новаторства, развития, поиска нового.

Авангардизм был искусством поиска, самовыражения, это было искусство свободного, а не тоталитарного общества. Государству нужно было искусство, которое могло понятным для каждого труженика языком выражать правильные идеи.

Ситуация стала меняться с приходом к власти Сталина. Считается, что началом гонений на авангард и другие неугодные стили, положило постановление Политбюро от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». После этого власть альтернативным видам искусства просто не оставила места в культурной жизни страны.

Тридцатые годы – это время, когда изымались целые направления искусства. Под удар попал и авангард. Государство начинает контролировать культурную жизнь.  Неугодным художникам путь к широкой публике был закрыт.

В это время писали в стиле авангард лишь единицы художников, самым известным из них является Фаворский.

Советские нонконформисты

После смерти Сталина начался период, известный  в истории как оттепель. В это время происходит и некоторое обновление авангарда. Это явление в истории живописи получило название «советский нонконформизм». Для этого направления характерны углубленность, внутренний поиск, разговор художника со своей душой. Творчество художников нонконформистов является продолжением советского авангарда двадцатых годов. Конечно, полностью идентичными они не являются, но просматривается явная связь.

Характерным для нонконформизма стал концептуализм,  который стал ответом на лживое пропагандистское искусство. Для него характерно сочетание словесной и образной информации, присутствуют лубочные элементы. Это своего рода ответ на агитплакат.

Неореализм, неоимпрессионизм – направление, для которого были характерно отображение боли, трагизма реальности, выраженное при помощи нестандартных художественных форм.

Неосимволизм – отображение художниками мира грез, снов, переживаний, выраженное при помощи символов.

Развивали нонконформисты также сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм и другие направления, характерные для авангарда.

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, в Советском Союзе соцреализм продолжал оставаться единственным официальным искусством. Живопись регламентировалась властью через Министерство культуры, Союз художников.

В послевоенный период несколько раз проводились выставки нонконформистов. Так выставку «Новая реальность» в 1962 году даже посетил Хрущев. Хотя экспонаты ему не понравились, о них он высказывался прямо там, на выставке, не стесняясь в выражениях, но сам факт посещения подобной выставки показателен. Следует отметить, что художники, несмотря на неудовольствие генсека не пострадали. Он требовал уволить их из партии, исключить из Союза художников. Оказалось, что ни в партии, ни в Союзе практически никто из них не состоял. Дело ограничилось разгромной статьей в «Правде».

После отстранения Хрущева от власти, СССР входил в период брежневского застоя. Он ознаменовался усилением давления на неофициальное советское искусство, расцвет которого приходится на 60-70е года. В то время этот неофициальный стиль искусства, именовался «андеграунд», что в переводе с английского языка означает подземным, подпольным.

В эпоху оттепели наиболее признанными были такие авангардисты, как Белютин, Неизвестный, Янкилевский. Были выставки нонконформистов в  70-х годах. Как ни странно, но это направление в живописи приходит в упадок в эпоху горбачевской перестройки. Когда стали отступать запреты, стало исчезать и диссидентское движение, тесно связанное с протестным искусством. Концом этой эпохи считается продажа по рекордной цене картин Брускина на аукционе Сотби в 1988 году в Москве.

Одесский нонконформизм

Несмотря на то, что основные центры диссидентских направлений искусства были в Москве и Ленинграде, в Одессе также возникла организация художников-нонконформистов. Ее организаторами стали Соколов, Хрущ, Сычев. Они попытались даже организовать неформальную выставку картин, которая просуществовала несколько часов. Далее выставки проходили по частным квартирам.

Советский тоталитарный строй породил протестное искусство, в основе которого лежал авангард начала двадцатого века. После начала демократических изменений, как отдельное явление он постепенно исчезает.

 

Фильтр
Найдено 5 
Удалить список?
Чтобы добавить в избранное, нужно 
Информация для новых посетителей

Хотите увидеть цены? Зарегистрируйтесь! Хотите оценить картину или продать, нажмите