Есть вопросы - звоните! +38(067)119-09-72
  • Главная>

Социалистический реализм и иконопись

В нашей статье мы рассмотрим эти два, казалось бы, на первый взгляд несовместимых понятия. Что может быть общего между написанием икон и пронизанным насквозь атеизмом искусством соцреализма.
Иконопись – один из древнейших видов живописи. Наибольшее развитие получил в тех странах, где утвердилось православие греческого обряда. Главная тема икон – молитвенный образ. Сюжетная тема связана с божественными образами, библейскими сюжетами.
Школа иконописи прошла длительный путь развития, выделяют несколько этапов написания икон. На первых христианских иконах люди изображены схематически, это связано с тем, что главное здесь – это душа. Позднее, в эпоху Возрождения, ситуация начинает меняться, святые приобретают реальные людские черты.
Какие характерные особенности иконы? Первое – это тематика, все сюжеты здесь имеют религиозное значение. Второе – канон, иконы написаны по определенным правилам, отходить от которых запрещено.
В России за столетия сформировалась сильная школа иконописи. Но, после 1917 года, когда к власти пришли большевики ситуация изменилась. Воинствующим атеистам нужна была своя идеология и своя живопись, прославляющая советский быт. 

«Безбожники», создавшие из себя религиозный культ.«Безбожники», создавшие из себя религиозный культ.

Именно так и зародилось направление искусства, получившее название соцреализм. Впервые это название официально прозвучало в 1932 году. Основной темой соцреализма стало прославление социалистического образа жизни. Другой сюжетной линией стало прославление вождей. Тоталитаризм, каким, по сути, был советский строй, это идеология подчинения. Народ должен поклоняться вождям, они должны были заменить святых.
Следует отметить, что такая ситуация была характерна не только для СССР, но и для других тоталитарных государств того времени.
Одним из орудий нового строя стала живопись. Это был основной источник информации той эпохи о сильных мира сего для простых людей. Картины вождей сопровождали советского человека всю его жизнь, они были в школе, на работе, на митингах.

Главная икона советского времени.Главная икона советского времени.

Вот так, помимо воли официальной власти, появляются общие черты между искусством иконописи и тоталитарной живописью.
Что же здесь общего, в этих бы казалось на первый взгляд непохожих по сюжету и технике написания картинах?

Первое – это обожествление персонажа. В иконописи подчеркивается божественность персонажа. Это же происходит в живописи соцреализма. Всмотритесь в картины той эпохи, партийные вожди выглядят идеальными людьми, буквально светящиеся добротой и внутренним светом.
Второе – центральная тема. На иконах – святой, это центральный персонаж. То же самое мы можем видеть в искусстве соцреализма.
Третье – канон. Как и в церковной живописи, здесь есть четкий, неписаный перечень правил. Речь идет о типичных ситуациях, в которых изображены главные герои, и особенности изображения персонажей. Картины всегда наполнены позитивной, светлой энергией.
Вот так, помимо воли рьяных атеистов, искусство соцреализма начинало родниться с иконописью.

Социалистический реализм и иконопись, как видите совместимы и выглядят весьма органично.

 

Фильтр
Найдено 5 
Удалить список?
Чтобы добавить в избранное, нужно