Бурлюк Д.Д. 1882
-
Московский художник Бурлюк Давид Давидович
Родился 9 (21?) июня 1882 года, хутор Семиротовка, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне Сумская область, Украина). Брат Владимира и Николая Бурлюков и Людмилы Бурлюк-Кузнецовой.
Окончил: «Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина» (1898-1899); «Одесская художественная школа» (1899-1900) и (1909-1910); Мюнхен (1902-1903); мастерская Ф. Кормона, Париж (1904); «Московское художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры» (1910-1911) исключен, вместе с В.В. Маяковским за пропаганду авангардного искусства.
Живописец, поэт, искусствовед, литературный и художественный критик, издатель.
Член «Союз молодежи»; «Бубновый валет» (сооснователь). Был центральной фигурой в истории русского авангарда (1908); член поэтов-футуристов группы Гилея.
Сотрудничал в московской газете «Новь» (1914-1915); участвовал в создании литературного кафе «Питтореск» и «Кафе поэтов» (1917); снялся в фильме «Не для денег родившийся», печатался в «Газете футуристов» (1918).
Участвовал в выставках: «Союз российских художников» (1906); «Товарищество южнорусских художников» (1906-1907); «Выставка художников передвижников» (1907-1908); «Золотое руно» (1909); «Бубновый валет» (1910-1917); «Свободное искусство» в 1910-х годах; «Мир искусства» (1915); «Московское товарищество художников» (1918). Важные выставки «Стефанос», Москва, (1907-1908); «Современное течение», Санкт-Петербург (1908); «Венок-Стефанос», Санкт-Петербург (1909); «Звено», Киев (1909); «Первый Издебский салон» (1909-1910); «Треугольник», Санкт-Петербург (1910); «Бубновый валет», Москва (1910); «Союз молодежи», Риґа, Санкт-Петербург (1911); «Гилея», Херсон (1911), Киев (1998) . Персональная выставка - Уфа (1916).
Основные произведения: соавтор поэтических сборников «Садок судей», Санкт-Петербург (1910-1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912); «Дохлая Луна», Москва (1913), «Требник Троих», Москва (1913), «Рыкающий Парнас», Москва (1914); «Молоко кобылиц», Москва (1914); «Средневековья, ожило» (1915), «Купальщицы» (1915), «Татары» (1916); «Казнь российской Марии-Антуанетты» (1917); собрание стихов «Лысеющий хвост» (1919); «Бурлюк предвещает своим друзьям поглощения Йокогамы ратующими волнами» (1920); «Рыбаки Тихого океана» (1922); «Восхождение на Фудзи-сан», Йокогама (1921); поэзии и прозы к 20-летию футуризма: «Маруся-сан» (1925), «Морская повесть» (1927), «По Тихому океану» (1927), «Новеллы» (1929); теоретический труд «Энтелехизм Теория. Критика. Стихи. Картины» (1930); составил справочник «Русские художники в Америке» (1928). Живопись - «Глаза» (1920), «Демоны» (1925), «Приход механической человека» (1927), «Ентелехизм» (1929); «Запорожцы в походе» (1912); «Святослав» (1915); «Казак Мамай» (1916).
Произведения художника хранятся: «Метрополитен», «Уитни», Бруклинский музей, Музей современного искусства, США.
Жил и работал в Москве (до 1918); в различных городах России, включая Владивосток (1918-1920); Япония (1920-1922); США (с 1922). Умер 15 января 1967 года, Нью-Йорк, США.